Японский гигант Nissan разработал подробный план ухода с европейских рынков, если переговоры между Борисом Джонсоном и Брюсселем приведут к «жесткому» Brexit и введению тарифов между Великобританией и ЕС.
Завод в Сандерленде обошелся японцам более чем в 4 миллиарда фунтов стерлингов, и они неохотно списывают его со счетов. Компания уже вывела свой люксовый бренд Infiniti с европейского рынка.
Если это произойдет – а, по словам островных обозревателей, такое решение кажется все более вероятным, – Nissan сосредоточится только на внутреннем рынке Великобритании, где, по оценкам компании, она может продать до пятой части всего рынка. Данный завод является крупнейшим во всей автомобильной промышленности Великобритании.
По мнению Nissan, ожидаемые импортные пошлины сделают автомобили крупных импортеров, таких как Volkswagen и Ford, слишком дорогими для британцев, что откроет для них рыночную нишу. План предусматривает такое развитие, что рыночная доля бренда вырастет с нынешних 4% до 20%, сообщает The Financial Times со ссылкой на два независимых источника.
Из первых комментариев перед началом торговых переговоров между Джонсоном и Брюсселем ясно, что они будут непростыми.
Это лишь один из нескольких сценариев, разработанных для будущего Nissan на острове. Однако знакомые подчеркивают, что планы были написаны еще до того, как Макото Учида в декабре стал генеральным директором компании.
Торговые переговоры между ЕС и Великобританией, которая уже покинула сообщество, начнутся в следующем месяце, но с этого момента обе стороны намекнули, что они займут твердую позицию и не будут готовы к компромиссу. Брюссель настаивает на том, что беспошлинный доступ к единому рынку может быть предоставлен только в сочетании с другими основными правилами союза – свободным перемещением людей, товаров и т. Д. Однако нежелание следовать им побудило Великобританию покинуть ЕС.
Nissan отказался подтвердить информацию FT, но повторил, что вся их бизнес-модель на острове и в Европе «будет неустойчивой в случае торговых тарифов».
Многие аналитики ожидали, что Nissan просто уйдет из Сандерленда так же, как Honda бросила свой завод в Суиндоне и что MINI может уйти из Оксфорда в Нидерланды. Производство Vauxhall также под вопросом.
Однако вложения Nissan в Сандерленд несравненно выше – на данный момент более 4 миллиардов фунтов стерлингов. При этом европейские продажи компании в последнее время резко упали (всего 362 тысячи машин в 2019 году, что на 20% меньше, чем в 2018 году, и в эту цифру входит рынок Великобритании).
Завод в Сандерленде является крупнейшим в британской автомобильной промышленности, на нем работает более 6000 человек и почти 20 000 сотрудников косвенно.
Поэтому один из планов Японии – отказаться от ЕС с его все более дорогими экологическими требованиями и сосредоточиться только на Соединенном Королевстве. Qashqai, Juke и электрический Leaf в настоящее время производятся в Сандерленде. При негативном сценарии к ним присоединится Micra, сборка которой сейчас производится на заводе Renault во Франции. Не исключено, что часть производства X-Trail будет перенесена на Остров. Максимальная мощность завода – 600 тысяч автомобилей в год, но в 2019 году компания произвела всего 350 тысяч.
Однако спад в Европе в целом не распространяется на болгарский рынок – в прошлом году Nissan был одним из основных игроков здесь, с почти 3200 зарегистрированными автомобилями и примерно 9% -ным ростом по сравнению с 2018 годом.